Удачные проекты по софинансированию малого и среднего бизнеса
В России под совместным финансированием обычно подразумевается вложение денег в предприятия со стороны бизнес-партнеров, банков или сторонних инвесторов. У нас в стране прижилась классическая форма софинансирования.Компания «Коломна» поддерживает проекты своих арендаторов и предлагает различные формы сотрудничества и гибкие условия аренды коммерческих помещений. В то же время, в мире постепенно завоевывает популярность новый метод привлечения средств для развития среднего и малого бизнеса — краудфандинг. Суть его в сборе небольших пожертвований от людей через специальные онлайн-платформы. Взамен предприниматели обещают мелкие презенты или рабочие образцы новых продуктов. Так собираются миллионы, и тому есть немало примеров.
Краудфандинг в США
Соединенные Штаты по праву считаются родиной краудфандинга, в стране сегодня работает большое количество узконаправленных сервисов, рассчитанных на реализацию самых разнообразных проектов — выпуска гаджетов, разработки ПО, создания ферм и пр.
Одной из локальных платформ краудфандинга, ориентированной на жителей Нью-Йорка является сайт ioby.org. Задача этого сервиса — привлекать небольшие инвестиции для решения, преимущественно, экологических задач. Действует платформа на уровне районов, реже — кварталов города. На данный момент уже профинансировано около 100 проектов, среди которых — школьная ферма, выпуск флажков для перехода улиц детьми и пр.
Еще один подобный сайт — pluspool.org. Недавно здесь можно было сделать собственный вклад в открытие бассейна. В качестве награды создатели проекта обещали нанести на плитку-подарок, которая украсит стены сооружения, имя жертвователя.
Широкую известность, в том числе среди российских предпринимателей, получил американский Kickstarter. Так, с его помощью были собраны деньги на съемки ленты Urbanized. Притом, что нужно было 85 тысяч долларов, режиссеру Гари Хаствит удалось получить почти 120 000.
Совместное финансирование в Великобритании
Британия — один из мощных центров краудфандингового движения в Европе. В последнее время в Великобритании за счет коллективного финансирования были реализованы три инициативы:
Установка солнечного дерева в Бристоле. Проект, позволяющий получать экологически чистую энергию, инициирован общественным движением Demand Energy Equality. Первая металлическая конструкция с солнечными батареями создана три года назад. Она генерирует электричество для полива огородов, на которых выращиваются съедобные и декоративные растения.
Парк на территории заброшенных эстакад. Проект реализуется в Ливерпуле. Эстакады после сбора денег превратят в уникальные арт-объекты. На эти цели уже удалось собрать свыше 40 тысяч фунтов стерлингов. Сбор денег выполняется при помощи краудфандинговой платформы Spacehive.
Создание бесплатной Wi-Fi-зоны. Активисты собрали деньги для того, чтобы охватить беспроводным интернетом центр Мэнсфилда. Также в рамках этого проекта планируется трансформация телефонных будок в современную арт-галерею, которая расположится в Уэльсе.
Реализуются и сугубо коммерческие проекты. Причем, объемы собираемых за счет краудфандинговых площадок средств постоянно растут.
А что в России?
У нас в стране краудфандинг пока еще плотно с бизнесом не ассоциируется. Этот метод привлечения финансирования воспринимается, как правило, в качестве одной из разновидностей благотворительности.
Наиболее заметные платформы в рунете — planeta.ru, а также boomstarter.ru. Тематических ограничений на них не существует. То есть, подать заявку можно и на базе общественной инициативы, и с целью привлечения денег в коммерческий проект. И в первом, и во втором случае важна свежая идея, оригинальный подход к подаркам жертвователям, а также точный просчет бюджета.
Незначительный пожертвования в 100-300 рублей, из которых постепенно складываются внушительные суммы, — это хороший способ найти стартовый капитал для инновационного стартапа, разработки нового гаджета или других целей. Не стоит пренебрегать им, особенно, если других возможностей начать свое дело нет и не предвидится.